Разведка боем ИЛИ как с нуля стать свадебным фотографом

Интервью с Анной и Виталием Барановыми

интервью для сайта: photoverdiner.ru

 

Как с нуля стать свадебным фотографом?

Хорошенький вопрос! И главное - вряд ли на него сыщется однозначный ответ. Все ж таки все мы разные. И бесполезно спорить о том, какая технология освоения нового правильнее. Одни годами постигают теорию, даже не помышляя опробовать ее на практике. Другие - наоборот, предпочитают сразу же браться за дело. Мне самому однозначно ближе второй вариант. Как говорил адвокат Перри Мейсон - один из самых любимых моих литературных персонажей - чтобы победить, нужно по крайней мере ввязаться в драку. Поэтому я сегодня с огромным удовольствием публикую интервью со свадебным фотографом Анной Барановой и видеооператором Виталием Барановым: ребята своей маленькой семейной командой именно по этому принципу с нуля прокладывали путь в свадебный бизнес.

 

 

Я помню как все начиналось

  Начиналось все несколько лет назад.

  Виталий Баранов:

  -На самом деле, к видеосъемке меня вела череда обыкновенных случайностей. Не было такого, как знаете, говорят: вот, мол, я с детства мечтал снимать кино. Да не мечтал я ни о  чем таком. Но просто одно время работал оператором мини фото лаборатории. Печатал фотографии. Там же были услуги видео монтажа, и напротив меня сидело парень, который как раз и  монтировал фильмы. Мне стало интересно, начал у него учиться, так произошло первое знакомство с видео монтажом. Понравилось. Начал монтировать для себя, для друзей. Освоил программы. Дальше - больше. Где монтаж, там и съемка. Купил камеру. Стал снимать любительские фильмы. Свадьбы приятелям делал. Вроде бы все оставались довольны. Притом что специально учиться снимать - не учился. Как-то оно само собой в процессе съемки получалось. Смотрел, как люди работают. В интернете копался.

Д.В.:

-А как вышло, что начали снимать за деньги?

Виталий Баранов:

-В какой-то момент решил, что все, не буду больше айтишником (был у меня такой период в жизни - работал сисадмином). Сели с женой, стали думать, как дальше-то существовать, ну и решили - а почему бы не попробовать поснимать за деньги. Совершенно причем ничего тогда не знали о свадебном бизнесе. Но тем не менее сразу же взялись за дело. Начали клеить объявления, дали рекламу в "Из рук в руки". Стали размещаться на всевозможных бесплатных ящиках. Долго вся эта суета не давала никакого результата. Но потом одно из объявлений сработало.

Д. В.:

-Помните свою первую свадьбу?

 Виталий Баранов:

-Да не свадьба это была. День рождения. За 300 баксов. Но я все равно чувствовал себя очень круто! Первый заработок! Снял скорее всего ужасно, но мне даже не дали посмотреть. Сразу заплатили и карту забрали. Так что даже не знаю, что там получилось.

 Д.В.:

-Так на объявлениях и выехали?

Виталий Баранов:

-Ну как - выехали. После этой первой съемки долгое время была полная тишина. Несколько месяцев никто вообще не приглашал. Хотя объявления мы продолжали размещать с маниакальной старательностью. Но потом все же удалось отснять несколько свадеб. Сработала реклама, которую разместили непосредственно рядом с домом, в Фрязино. Плюс было еще какое-то количество  - наполовину случайных - съемок: друзья там приглашали, кто-то где-то случайно узнавал. На этих нечастых мероприятиях постепенно формировалось портфолио. Уже можно было что-то людям показать. Ну и наверное благодаря этому в какой-то момент на меня вышел агент. Сам. Если честно, до сих пор загадка, какой из каналов сработал. Но факт, что после этого агент уже начал загружать нас (вернее, тогда еще только меня одного) по-настоящему. Бывало, что в сезон чуть ли не каждый выходной получалось по свадьбе. А тут же принцип какой - чем чаще снимаешь, тем больше шансов, что сработает сарафанное радио. И оно срабатывало. На какие-то съемки - причем совершенно не обязательно свадьбы - стали приглашать уже те люди, которые просто когда-то видели, как я работал.

Д.В.:

-Вообще Вы бы могли порекомендовать начинающим свадебным фотографам не жадничать и сразу же обращаться к агентствам?

 Виталий Баранов:

-Вы знаете, с агентствами у меня забавно получилось. Кроме одного этого основного агента, о котором я уже упоминал: он до сих пор продолжает поставлять нам солидную часть заказов, - на нас потом выходило еще несколько организаций. С которыми мы более менее удачно сотрудничали. Однако все мои попытки самостоятельно найти агентства заканчивались неудачей.

 Д.В.:

-Почему?

Виталий Баранов:

-А Бог знает. Я обошел с десяток свадебных агентств. Их работники при разговоре со мной источали энтузиазм, жали руки и говорили, мол, ну все, готовьтесь, щас мы вас будем забрасывать заказами. Но в итоге только одно агентство предложило работу. Отсняли с ними свадьбу. Одну. И все. Остальные так и исчезли в небытие.

 Д.В.:

-Тем ни менее, как я понимаю, можно считать, что сегодня проблема с клиентами решена?

 Виталий Баранов:

-Нет, ну, что Вы, конечно же, проблема есть! И еще какая острая! Найти клиента – нереально тяжело в этом бизнесе. Все время пытаемся изобрести какой-то кардинальный способ решения. Но до сих пор пока еще нам не удалось этого сделать.

Д.В.:

-Как у Вас получалось в самом начале, когда не был никаких наработок, убеждать клиентов заказывать съемку?

Виталий Баранов:

-Думаю, здесь основную роль сыграло непосредственно общение с клиентом. Людям нужно с самого начала честно рассказывать, чего ты реально сможешь предложить за оговоренную сумму, а чего - нет. Так, чтобы они поняли, что все сказанное - правда, и смогли оценить - устраивает ли их предлагаемый вариант или не устраивает. Ну и если клиент заказывает съемку - тут уж важно все то, о чем рассказывал и чего обещал, сделать. Смог – молодец. Тогда можешь рассчитывать на то, что заработает сарафанное радио.

Так или иначе, Виталий сумел продержаться до того момента, когда съемки стали наконец приносить более менее постоянный доход. Ну а вскорости в его работе произошли серьезные изменения.

 

В семье не без фотографа

Любопытно, насколько разными могут быть два очень близких друг другу человека. Рассказ Анны Барановой о вхождении в бизнес в каких-то личных аспектах оказался диаметрально противоположным рассказу ее мужа.

Анна Баранова:

-В моем приходе к свадебной фотографии есть какая-то предопределенность. Я еще в детстве увлекалась фотографией, ходила в кружок. С удовольствием проявляла пленки и печатала карточки. И хотя со временем детское увлечение вроде как забылось, оно снова вспомнилось тогда, когда я занялась хэнд-мэйдом и возникла необходимость каким-то образом запечатлевать свои работы. Сначала это был малюсенький примитивный фотоаппарат - довесок к ноутбуку, потом через несколько лет  родственники подарили компактную Sony, за 10 тысяч (страшно дорогую, как мне казалось тогда).  Так что все у меня начиналось с предметной съемки, фотографий своей маленькой дочери, с портретов родственников. Вообще по образованию я психолог, много лет учусь в этом направлении, работаю, причем специализируюсь именно на семейной психологии и арт-терапии. Мне всегда были интересны люди. А семью я считаю очень важной составляющей жизни человека. Да и от фотосессии на собственной свадьбе остались замечательные воспоминания: было весело, сплошной драйв. Вот и представьте - я ищу работу, которая была бы мне интересна и вдобавок приносила бы доход. А рядом со мной - мой муж, который много лет занимается видео съемкой свадеб, и которому вечно требуются фотографы. У меня был хоть какой-нибудь шанс не взять в руки камеру?

Д.В.:

-Никакого!

Анна Баранова:

-Но кстати по началу решиться было все равно трудновато. Казалось - ничего не знаю, ничего не умею. Но в какой-то момент все-таки - а, была не была - решилась, и дала согласие поехать на съемку вместе с Виталиком.

 Д.В.:

-С Сони-мыльницей?

 Анна Баранова:

-Пришлось сразу поменять камеру. Купили Canon 60 D - максимум, на что мы тогда осмелились рискнуть (не понятно же было, пойдет-не пойдет). Но даже такой фотоаппарат по сравнению с маленькой Сонькой казался просто чудом совершенства. И вот вместе с ним поехала - по началу в качестве ни за что не отвечающего стажера - снимать свадьбу. То что не я была основным фотографом, вселяло уверенность. Ну а кроме того, рядом постоянно находился поддерживающий и подбадривающий муж. Но однажды произошла какая-то накладка с основным фотографом. И вот тогда-то мне и предложили в первый раз самостоятельно отснять свадьбу.

Д.В.:

-Как Вы себя ощущали на этой первой самостоятельной съемке?

Анна Баранова:

-Было страшно, как и всегда, когда делаешь что-то в первый раз, но и захватывающе. Я поняла, что мне нравится снимать счастье, нравится снимать любовь, дружбу. Что это удивительно - иметь в своих руках возможность запечатлеть и оставить на память молодой семье такое важное событие в их жизни. Приятно фотографировать друзей, родных, трогательных бабушек, дедушек, смотрящих на своих внуков и внучек глазами полными любви.  Для них же это очень важно - знать, что они выдали таки замуж или женили любимых своих внуков или внучек. А ведь эти люди скоро уйдут. На этом празднике жизни особенно чувствуется связь поколений, это трогает сердце, и это важно оставить в памяти.  В общем, тогда я окончательно поняла, что я действительно хочу этим заниматься. Ну а ощутив это, я уже готова была серьезно учиться и осваивать новое ремесло.

Вообще в жизни многое зависит от того, в каком направлении ты смотришь: если большую часть жизни созерцать мусорную яму, оптимизма это не прибавит. А я смотрю на жизнь с оптимизмом, и верю в любовь - наверное, потому, что снимаю свадьбы, а может быть, и как раз наоборот - снимаю свадьбы, потому что верю.

Д.В.:

-Говорите - готовы были учиться. Где учились? На каких-нибудь курсах?

 Анна Баранова:

-Да нет, самостоятельно. У других людей, в интернете, смотрела на фотографии разных фотографов, читала про то, как  они работают. Но я вообще люблю учиться. Всегда приятно развиваться и пытаться сделать что-то новое. Ну и плюс я всю жизнь рисовала . Это тоже наверное сыграло свою роль.

Д.В.:

-И никогда, даже на первых порах, не было желания взять все и бросить?

Анна Баранова:

-Ну, еще как было! По началу-то - сто тысяч раз собиралась: казалось, что все ужасно получается, все не то.

Д.В.:

-Что помогло выстоять?

Анна Баранова:

-Во-первых, меня очень сильно поддерживал муж. Если бы не он, я бы, может быть, и не выдержала. К тому же и продвижением занимался именно он. На первых же порах, когда ты и сам-то в себе сомневаешься, трудно предлагать свои услуги. А как не сомневаться, если только начинаешь работать? Получается замкнутый круг. Пока не чувствуешь себя уверенно, трудно искать работу. А не набравшись опыта, не почувствуешь себе уверенно. Сейчас уже конечно все проще - есть портфолио, которое могу показать. Уже что-то знаю, что-то умею. Есть о чем разговаривать с клиентами. А в первый раз - тогда люди сами нашли нас, они были на одной из свадеб - я просто ушла, и все переговоры с ними проводил Виталик.

Ну а вообще для меня это свойственно: если мне нравится какое-то дело – вцепляюсь в него зубами и добиваю до тех пор, пока не достигну в нем чего-то. Начинаю искать, разбираться. В этот раз именно так все и было - перерыла весь интернет.

Д.В.:

-Кем Вы себя больше чувствуете - ремесленником или художником?

Анна Баранова:

-Мне кажется, что я работаю на грани ремесленничества и творчества. Понятно, что в первую очередь то, что я делаю - это, конечно, ремесло. Но я вкладываю в него очень многое. Эмоционально включаюсь, душу отдаю. А это-то как-раз  и называется творчеством.

Д.В.:

-Вы сделали такой резкий крен - от психолога к фотографу. То, что Вы - психолог, как-то сказывается на вашей новой работе?

Анна Баранова:

-Конечно. Психология научила быть внимательной к людям. Я снимаю эмоции. Мне кажется здорово передавать через фото внутренний мир людей. Вообще я думаю, свадебному фотографу важно любить своих клиентов. Тогда он и снимать их будет с удовольствием, с душой. Полюбить же не всегда просто. Клиенты-то бывают разными. И нужно научиться видеть в каждом человеке что-то, за что его можно полюбить.

Был у меня случай: приехала на свадьбу, а там - знаете, полный зал таких - суровых, с виду неприятных, выглядящих опасными - ребят: как, думаю, буду снимать их? А потом свадьба началась, они расслабились, выпили немножко - ну и все, люди предстали в совершенно другом свете. Кто-то оказался добродушным и радостным, кто-то наоборот - печальным, кого-то в какой-то момент даже жалко стало. Оказалось, что все они - очень близкие друзья. И их дружба для них  - прямо некий фетиш. И это кстати определяло их ожидания от съемки. Для них важно было, чтобы на фотографиях была отражена именно  их дружба.

Или, например, девочка одна была, невеста - с виду капризная, вредная, придиралась, гадости даже говорила нам, типа как знаете бывает - реплики в сторону, но громко. А чуть ближе ее рассмотрела - оказалось: мама - папа богатые, но при этом очевидно в семье не лады, мама похоже несчастная. Но властные. Все в жизни у этой девочки происходит под диктовку родителей. И не понятно, может ли она вообще хотеть что-то свое. Возможно, и мужа-то ей родители нашли. Ну и что ей тогда остается, кроме как вот так печально выкрикивать в сторону свои протесты.

Нет, это очень важно суметь понять, суметь пожалеть любого человека. Тогда легче будет разглядеть и его человечность.

Д.В.:

-Насколько я понимаю, то, о чем Вы говорите, в большей степени подразумевает именно репортажную, живую съемку. А как Вы относитесь к постановке?

Анна Баранова:

-Что касается постановки – она важна, но тоже как способ помочь человеку раскрыться.

Д.В.:

-Были ли случаи, что клиенты выказывали недовольство Вашей работой?

Анна Баранова:

-Да, однажды была такая ситуация.

Д.В.:

-Как Вы с этим справились?

Анна Баранова:

-Если честно, я была в ужасе. Но для меня это был очень важный урок. Там проблема-то из-за чего была - девушка в ходе свадьбы откровено не хотела сниматься. Ну и я где-то повелась на это ее настроение. Снимала мало. А в итоге выяснилось, что при этом снимки-то получить интересные ей все-таки хотелось. Я раз и на всегда для себя тогда решила: все разговоры про не хочу сниматься – это кокетство. Есть определенный минимум, который я обязательно должна отснять, пусть даже мне все эти сюжеты кажутся неинтересными и банальными. Обязательно должны быть отражены все этапы свадьбы, должны быть портреты жениха и невесты, в полный рост, поясные, парные. Групповой портрет со всеми гостями. С родителями. И так далее, и так далее, и так далее. И это должно быть сделано вне зависимости ни от каких условий.

Психология - психологией, но фотография - штука техническая. И фотографу как бы он ни старался - не обойтись без хорошей техники.

 

Дела технические

Тем более не обойтись без нее свадебному фотографу.

Д.В.:

-Какую вы используете аппаратуру?

Анна Баранова:

-Вообще, я человек не технический. Поэтому вопрос покупки оборудования всегда был для меня довольно-таки тяжелым. Муж помогал. Устраивали опросы коллег. Перелопачивала интернет. В итоге сегодня снимаю на Canon 5D Mark III. Очень удачная камера. Из объективов - телевик Canon 70-200 F2,8 без стаба (со стабилизатором показался чрезмерно дорогим), полтинник (Canon 50 F1,4). Ну и раньше в качестве штатника был Canon 17-40 F4. Не очень нравился. Поменяла его на Sigma 35 F1,4. Оказался прекрасным объективом. Вспышка - Canon Speedlite 580 EX II. Ну и так сложилось, что надо было снять выпускной дочери в детском саду. Под это дело купили комплект импульсных осветителей с фоном. Сейчас как раз осваиваю свет. Ну и не исключено, что в будущем буду использовать его и для съемки свадеб.

Д.В.:

-Какие программы применяете при обработке фотографий?

Анна Баранова:

-Во-первых, сразу скажу, что я не люблю сильно ретушировать снимки: знаете, когда у невесты лицо превращается практически в кукольное, неестественное. Я так не делаю. Обязательно все фотографии обрабатываю в Lightroom. В этой программе корректирую свет, цвет, шумы, резкость. Делаю легкую коррекцию кожи. Ну а уж если требуется более серьезная обработка - тут конечно обращаюсь к Photoshop.

 Д.В.:

-Снимаете в RAW?

 Анна Баранова:

-Да, так потом проще корректировать фотографии.

Сегодня Анна и Виталий могут уже считаться опытными свадебщиками. Поэтому их советы вполне могут оказаться полезными тем, кто делает первые шаги в этом бизнесе.

 

Поговори со мной, фотограф

Вернее, за советами я решил обратиться к Анне - все-таки именно она в этой паре - фотограф. Итак...

Д.В.:

-Что бы Вы посоветовали начинающим фотографам?

Анна Баранова:

-Ну, во-первых, если есть возможность разделить продвижение своих услуг и саму деятельность, передав продвижение кому-то другому – их лучше разделить. Особенно это важно на первых порах, пока человек не набрался еще достаточного опыта. Здорово, если будет кто-то - родственник, друг, знакомый - кто мог бы отвечать на технические вопросы. И надо рисковать. Не бояться ввязываться в бой. Даже если тебе кажется, что ты чего-то не умеешь. Так если ничего не делать - то никогда и не научишься. В конце-то концов - а что ты теряешь? Надо пробовать…

Д.В.:

-Ну а если говорить непосредственно про саму съемку?

Анна Баранова:

-Скажу так - важно понимать, кто основной заказчик. Это могут быть родители, может быть - кто-то один из пары (чаще, конечно, невеста). Соответственно, это будет тот, кто в первую очередь заинтересован получить такие снимки, какие он хочет. И фотографу важно удовлетворить его требования. Для этого, естественно, их надо знать. Самый простой способ - спросить об этом самого заказчика.

Вообще, с клиентами важно разговаривать. Постоянно. Живо и заинтересованно. Только так можно открыть их для себя. Узнать, сколько лет они вместе, как встретились. Чем больше общаешься  с клиентом в процессе съемки, тем более точечно в итоге можешь направить фокус съемки. У нас была одна пара, в которой парень много лет ждал девушку. Целая романтическая история. Они уже даже какое-то время были с ней вместе, но потом она ушла. К другому. Парень продолжал любить. Вышла за другого замуж. Родила ребенка. Парень все равно оставался ей верен и продолжал любить. Со временем она поняла, что в той семье она несчастна. Развелась. Парень продолжал любить ее и поддерживать. И вот в итоге наконец они женятся... Зная все это, начинаешь совсем по-другому видеть и их самих, и их ребенка, по-новому понимаешь какие-то их поступки. Чувствуешь значимость этих отношений. И тогда совершенно по-другому строишь и саму съемку, стараясь подчеркнуть именно эту значимость.

Ну и вообще надо стараться понимать, что нужно клиентам. Все же хотят чего-то своего. Одним важно, чтобы друзья были классно отсняты, другим – чтобы невеста была без единой морщинки. Третьим – важно показать, как они друг друга любят. Четвертым - обязательно запечатлеть нарядное платье. А кому-то может быть просто хочется зафиксировать сам факт - мол, да, вот, была свадьба.

Как это понять? Да самое простое - опять же спросить напрямую. Ну и кроме того со временеми сам начинаешь уже такие вещи видеть, если конечно, приучаешь себя обращать на них свое внимание.

Напоследок не удерживаюсь, спрашиваю.

Д.В.:

-Так неужели действительно Вам все нравится в этой в этой работе.

В разговор вновь включается Виталий.

Виталий Баранов:

-Почти. Хотя операторы свадебщики в творческой среде считаются людьми низшей квалификацией. Возможно, оно так и есть. Только на это, мне кажется, глупо обращать внимание. Я зарабатываю на жизнь делом, которое мне нравится. Вот что главное.